Сообщение: 1748
Настроение: О Элберет Гилтониэль! Я Безумен, безумен настолько, что было бы безумием отрицать, что я безумен
Откуда: Украина
Рейтинг:
5
Награды:
Отправлено: 21.09.11 13:05. Заголовок: Sharpe Cut by Linda Blandford
Book Title:Sharpe Cut by Linda Blandford Publishing Information: HarperCollins
Sharpe Cut is an account of the filming of Sharpe's Challenge and is a splendid book. Linda Blandford, a celebrated British journalist, lived with the production team from the first read-through of the script until the last day of editing, and she has written an enthralling story of the difficulties, passions and rewards of the film and television industry. The book is also lavishly illustrated in colour. The book was not commissioned by the production company, but is an independent, warts and all account. If you like Sharpe, want to know more about Sean Bean or are simply interested in television production techniques then this book is a must.
Сообщение: 1750
Настроение: О Элберет Гилтониэль! Я Безумен, безумен настолько, что было бы безумием отрицать, что я безумен
Откуда: Украина
Рейтинг:
5
Награды:
Отправлено: 21.09.11 13:59. Заголовок: Я так понимаю, там в..
Я так понимаю, там в основном о Мистере на съемках и о Его интервью
Сообщение: 1754
Настроение: О Элберет Гилтониэль! Я Безумен, безумен настолько, что было бы безумием отрицать, что я безумен
Откуда: Украина
Рейтинг:
5
Награды:
Отправлено: 21.09.11 15:57. Заголовок: Да уж! Ну будем ждат..
Отправлено: 01.10.11 20:31. Заголовок: Есть цитаты из этой ..
Есть цитаты из этой книги, хотя лучше бы озаботились и выложили целиком.
Не пинайте ногами, перевела, как смогла.
О том, как Шон не пользуется дублерами.
Восемь углублений взрываются один за другим в волновом эффекте, вызывая много ударных волн и пока Шон и Дара прикрывают головы и закрывают глаза, с ними всё будет хорошо. Невооруженным взглядом это будет смотреться, как один большой взрыв. Никаких жалоб от Шона, никаких вопросов, он слушает, кивает и ждет. Он просто стоит. Потом взрывается туннель. Всё белое. Из тоннеля валит пыль. Ужасно. Шон появляется, откладывает в сторону мундир, тянется за сигаретой и чашкой чая и роется в своей коричневой кожаной сумке. Никто к нему не подходит. Никто не говорит ни слова. Как будто ничего не произошло.
О замене Пола МакГана, как Шарпа и просьба в два раза больше денег, сразу по возвращении из Игр Патриотов.
Я не помню об этом, сказал Шон, но я бы хотел знать, что положение улучшилось Я чувствовал себя довольно хорошо в образе, но это была новая территория и они не были готовы к тому, с чем пришлось столкнуться в России. Они все были больны и вернулись первый раз похожими на скелеты. Я подумал: «Fuck me, что я получаю в результате?»
О съемках первых частей в Крыму, холоде в палатке с одним маленьким нагревателем.
Я предполагаю в некотором смысле, что те времена в палатке были лучшими временами, говорит Шон с сожалением. Это было трудно, чертовски трудно, но мы держались вместе. Итак, почему звездный трейлер возник в третьем сезоне? В конце я был сыт по горло проживанием в палатке и я просто почувствовал, почему нет? Почему не гребаный трейлер? Иногда вам нужно побыть в одиночестве. Ну и что выдумаете? Это был старый микроавтобус с кроватью, врезающейся в спину. Затем следует одна из редких и неотразимых усмешек Бина: Не то, чтобы я проводил там много времени, я думаю, это было бы чертовски скучно.
Первый раз читая сценарий. Линда говорит, что оплата Шона является значительной частью бюджета, но…
Однако здесь и то, что Шон Бин не упомянул: журналисты, фанатки, череда искренних и неубедительных встреч, разговоры ни о чем, притворство и любезность. Он выглядит опустошенным. Его джинсы в дизайнерских дырках его рубашка - скучная маскировка. Он полная противоположность звездности Тома Круза, которая говорит: Здесь я электризую, освещаю своей улыбкой и вас рядом. Бин более застенчив для всего этого. Чем больше он уходит в себя , склоняет голову низко над сценарием, тем больше энергетики он притягивает к себе. Необъяснимая харизма. Для Голливуда он всё ещё может быть высокооплачиваемым характерным актером: в серой, плохо освещенной комнате сияние славы на его растрепанных светлых волосах.
Всё ещё читая сценарий.
А что же Бин? Вот превосходный сверхталантливый голос в работе. Голос сети британских супермаркетов Моррисон, который придает значительности отборной бараньей ножке, душевно призывает к имперским ракам, сети мобильной связи, National Geographics narations - dark, coloured,() каждая линия преподносится с безупречной индивидуальностью, и никакого видеоряда. Если перед камерой можно красоваться, то здесь такой возможности нет. И если каждое сообщение было встречено тишиной и снижением общего шума, то это и есть талант, а не просто любовь к деньгам.
После позднего прибытия в Индию, со спутанными , полосатыми() волосами, черными кругами на его пепельном лице.
Все вздохнули с облегчением при виде Шоня Бина, готового к работе в ресторане отеля прошлой ночью. Он поцеловал Мареллу Шеррер визажиста, которая заволновалась и покраснела. Потрясенная Марелла о своей задаче: «Он будет великолепен, когда я закончу с ним.»
Первый день съемок и всё идет не так: люди не появляются и так далее…
Для сравнения, Шон Бин солдат, посланный богом, когда он в итоге добирается до работы. Он выходит из трейлера раньше, чем нужно на площадке, спокойно стоит так хорошо, как золото, которое он зарабатывает.
Оффтоп: Вот не дают этой дамочке покоя его деньги
О поединке между Шоном и Тоби.
Это было похоже на петушиный бой, говорит Малколм Крэддок (продюсер) , понимающе. Напомним: Шон приехал, выглядя изможденным и худым. Он болел и отлеживался в своей комнате. Если он переработался в Лондоне, то он этого не показывает. Тоби более умный актер. Каждый раз, когда у него есть часть диалога после столкновения на мечах, он ждет жизненно важную секунду или две. Такой умный актер, говорит Алистер (второй продюссер) одобрительно. Очень, очень профессионально. Что-то, однако, происходит, что идет далеко за пределы ума и профессионализма и идет от Шона. ( ) Даже мудрый и опытный Алистер не может объяснить это. Нет никакой причины для него быть снисходительным к звезде Он тоже был болен и появился на съемочной площадке невзирая на это. Бин, по словам Алистера, гипнотизирующий. Бин завораживает. Когда он заканчивает одну сцену, индийские статисты., которые уже сыты всем по горло к настоящему времени, взрываются спонтанными аплодисментами. Это сцена Шона. Тоби, при всем его таланте, играет с ним только, как партнер, подающий реплики. Шон на краю смерти там. Его лицо жестко, энергично. Он азартный актер, каждый мускул и инстинкт направлен на выживание.
Eight cauldrons will fire one after another in a ripple effect to set off a lot of little shock waves and as long as Sean and Daragh tuck their heads down and close their eyes, they'll be fine. It'll look like one big explosion to the naked eye. No complaints from Sean, no questions, he listens, nods and waits. He just stands there. And then the tunnel explodes. It's a total white out. Dust billows out of the tunnel. Terrifying. Sean emerges, brushes down his jacket, reaches for a cigarette and a cup of tea, and rummages through his brown leather bag. No one goes up to him. No one says a word. It's as if nothing happened.
About replacing Paul McGann as Sharpe and asking twice as much money, coming just fresh from Patriot Games:
"I don't remember that," Sean says, "but I did want to know things were right. I felt pretty comfortable with the character but it was new territory and they weren't ready for what Russia was going to hit them with. They were all sick and came back the first time looking like skeletons. I thought: "Fuck me, what am I getting into?"
About the first parts shooting in the Crimea, cold, in a tent with only one little heater:
"I suppose in a sense those times in the tent were the best times" Sean says ruefully. "It was hard, fucking hard but we stuck together." So why the "star trailer" thing in the third season? "In the end I got fed up with living in a tent and I just felt why not, why not a fucking trailer? Sometimes you need solitude. But did you see it? It was an old minibus with a bed stuck in the back." Then one of those rare and irresistible Bean grins: "Not that I spent much time in it. I thought it's fucking boring in here."
With the first script reading. Linda talks about Sean's payment taking a considerable part of the budget, but..
That said, here is everything Sean Bean doesn't have: minders, groupies, a line in sincere and unconvincing greetings, small talk, airs and graces. He looks ravaged. His jeans are full of designer holes, his sweatshirt a dull camouflage. His is the antithesis of the Tom Cruise mould of stardom which goes: "Here I am being electric, flashing my smile hither and you." Bean's no less self-conscious for all that. The more he shrinks into himself, hangs his head low over the scripts, the more he draws the energy of the room towards him. Charisma is inexplicable. To Hollywood, he may still be a highly-paid character actor: in this grey, badly-lit room, stardom shines on his unkempt, blonded hair
Still the script reading:
And what of Bean? Here is the consummate voice-over talent at work. The voice of Britain's Morrison supermarket chain who can give significance to a dressed leg of lamb, the soulful appeal of Imperial cancer (UK), of the O2 mobile phone network, of National Geographics narations - dark, coloured, every line delivered with faultless individuality, and not a second of display. If this is one of the camera's natural peacocks, here it neither struts or fans its tail. And yet his lines draw in the room, each one met by the silence in which the proverbial pin is heard to drop.This isn't obeisance to the money. It's called talent.
After arriving late in India, with matted and striped hair, black circles in his ashen face.
There was relief all around at the sight of Sean Bean working the hotel restaurant last night. He kissed Marella Shearere the make-up designer, who fluttered and blushed. Marella lit up at the challenge: "He'll be gorgeous when I've finished with him."
First day of filming and everything goes wrong: people don't show up and so on..
By comparison, Sean Bean is the trooper sent by the gods when he finally gets to work. He's out of his trailer before he's wanted, on set, patiently standing by, as good as the gold he's earning.
About the swordfight between Sean and Toby
It's like cockfighting" says Malcom Craddock (producer) appreciatively. To recap: Sean arrived looking gaunt and scraggy. He's been sick and laid up-in his room. If he's been working out in London it doesn't show. Toby is the more clever actor. Each time he has bits of dialogue following a sword's clash, he waits for a vital second or two. "Such a clever actor" says Alistair (Muir, second producer) approvingly. "Very, very professional." Something is nevertheless happening that goes far beyond clever and professional, and it's coming from Sean. Even the wise and experienced Alistair can't explain it. There's no reason for him to be indulgent towards the star. He too was sick and turned up on the set regardless. Bean is, in Alistair's words "magnetic." Bean is mesmerizing. When he finishes one scene, the Indian extra's who must be fed up by now, can't help but burst into spontaneous applause. This is Sean's scene - Toby, for all his talent, plays to him as a foil. There's an edge of blood and death about Sean. His face is hard, alive: he's a ferret as an actor, every muscle and instinct tuned to survival.
Сообщение: 1785
Настроение: О Элберет Гилтониэль! Я Безумен, безумен настолько, что было бы безумием отрицать, что я безумен
Откуда: Украина
Рейтинг:
5
Награды:
Отправлено: 01.10.11 21:06. Заголовок: Ну и что выдумаете? ..
Ну и что выдумаете? Это был старый микроавтобус с кроватью, врезающейся в спину. Затем следует одна из редких и неотразимых усмешек Бина: Не то, чтобы я проводил там много времени, я думаю, это было бы чертовски скучно. Хых
Голос сети британских супермаркетов Моррисон, который придает значительности отборной бараньей ножке, душевно призывает к имперским ракам, сети мобильной связи, National Geographics narations - dark, coloured, Ох, я хочу это услышать! Чем больше он уходит в себя , склоняет голову низко над сценарием, тем больше энергетики он притягивает к себе. Необъяснимая харизма. Для Голливуда он всё ещё может быть высокооплачиваемым характерным актером: в серой, плохо освещенной комнате сияние славы на его растрепанных светлых волосах Нет правда склоняю голову перед автором статьи!!!
Сообщение: 252
Настроение: Всегда хорошее. Не в Сомали же живем)
Откуда: Россия
Рейтинг:
2
Отправлено: 02.10.11 04:16. Заголовок: Ginger пишет: Чем б..
Ginger пишет:
цитата:
Чем больше он уходит в себя , склоняет голову низко над сценарием, тем больше энергетики он притягивает к себе. Необъяснимая харизма. Для Голливуда он всё ещё может быть высокооплачиваемым характерным актером: в серой, плохо освещенной комнате сияние славы на его растрепанных светлых волосах.
Не за что Я решила подтянуть английский таким образом. Так что буду потихоньку переводить и выкладывать цитаты. Не стесняйтесь указывать на косяки, буду благодарна.
Сообщение: 1788
Настроение: О Элберет Гилтониэль! Я Безумен, безумен настолько, что было бы безумием отрицать, что я безумен
Откуда: Украина
Рейтинг:
5
Награды:
Отправлено: 02.10.11 17:08. Заголовок: Джи, молодчина! Так ..
Отправлено: 04.10.11 22:37. Заголовок: Всё ещё о сцене с То..
Всё ещё о сцене с Тоби
В глазах Шона хитрый ум, постоянная настороженность, игра словами. В этой ситуации он сам пробивается наверх . Если бы камера читала его мысли , она бы узнала, что он интуитивно чувствует характер Шарпа, поднявшийся из трущоб, полный негодования и с отсутствием чести. Он не умеет правильно подобрать слова (не говоря уже о том, чтобы их помнить) , но кажется, что у него всё идет спонтанно изнутри. Никакого совпадения, что его голос мрачный , а у Тоби более сильный пронзительный и мощный, но тембр более солидный. Я вспоминаю сейчас обзор Майкла Биллингтона о Гамлете Тоби, о том, что он играл поверхностно и не держал характер. Но никто не будет критиковать Шона. Не в фильме, ни в его собственной игре. «Это магнетизм» , сдается Алистер. Я не знаю, что это. Если бы знали, мы бы обучали людей так делать.
После сцены с Тоби, они устраивают вечеринку в отеле, которая для большинства закончится киданием одетыми в бассейн. Но однако не для Шона. Обидно.
Дара в обтягивающей черной майке и черных брюках, симпатичный и прикидывается мерзавцем , но в реальности ленивый лабрадор ретривер. Шон на удивление привел себя в порядок, волосы чистые и развиваются, глаза сосредоточены, улыбается с энтузиазмом. В восемь часов вечера у него прекрасные манеры, говорит о том, как он доволен собой и как он надеется увидеть что-то от Джайпура( ) завтра. Таким образом, несмотря на затишье это ложная безобидность.
Какое бы ни было официальное сообщение позже, ни у кого нет доказательств, того, что в действительности произошло, слухов особо не было, по крайней мере, всё было немного туманно о том, что произошло в середине прошлой ночи. Ведущая актриса Люси Браун очень «оживилась» в лифте с Шоном , который, казалось, думал, что провожал её спать. Два часа спустя она спустилась вниз с его стороны и они потом выпивали в баре вместе с Дарой, Питером Хьюго Дэйли и Каролин- ассистентом. Дара говорит, что помнит, что пошел спать в 5 утра на два часа. Шон, говорит он, не ложился вообще. Мягкая, темноглазая и нетерпеливая звездочка Люси очевидно у Бина в плену.
Бернард Корнуэлл на съемочной площадке
Был момент на съёмках сегодня, который для Бернарда олицетворял горечь обоих актера и персонажа. Молодой Шарп был с презрением отвергнут Николасом помпезным майором Кросби: Шон, при этом, говорит тихо, почти шепотом, но одновременно со жгучей яростью. Это не осталось незамеченным Корнуэллом. «Я знаю, момент будет блестящим». Шон - сложный человек, но он - суперзвезда, и он мне нравится. Всегда, когдя я пишу Шарпа, я слышу голос Шона в голове.И я думаю, это невероятный комплимент.
Бернард Корнуэлл симпатизирует Шону. Он считает обязательным для себя наблюдение всего, что актер делает. Он ходил на Макбета в Лондоне, несмотря на снисходительные отзывы. Бернард с друзьями приготовились уйти в перерыве. Но он не просто остался, проще говоря, он не смог уйти и он дважды возвращался. «Каждый играющий актер изучает других актеров, играющих это же самое. Но не Шон. Я понимал, что вижу, как Шекспира играют в самый первый раз. Он был чертовски электризующим.» Этот хороший человек, который верит, что жизнь есть- достижение счастья, действительно любит Шона, который в первые несколько недель съемок, казалось, всё ещё находился под влиянием этой грубости, странности и был где-то далеко.
Линда Блэндфорд о Шоне.
Из-за того, что я приставала к каждому на площадке с вопросом, что они думают о чувствительности Шона, я попала в ловушку. Что мы увидим без призмы одномерного экранного образа, всегда проецируемого другими людьми. Бернард был первый, но не последний, кто напомнил мне что это человек, который очень располагает к себе. Я не принимаю участия в жизни Шона, но я очень его люблю.
Поддержка Бернардом Шона возвращает меня мыслями назад к прошлой весне, когда в первый раз я встретила Шона. Он выбрал для встречи паб. Это было сюрпризом. Большинство актеров в наши дни настаивают на встречах в специально снятых номерах отеля Конечно Шон был узнан и конечно ни одна голова не повернулась. Настоящие британские мужики не вздрагивают при появлении звезды. Мне сказали, что у меня есть час, мы уходили, когда уже поднимали стулья, около полуночи. К концу вечера его шесть пинт взбудоражили его воображение до края: издёвки, насмешки. Помню, я подумала, что у него ум, как гнездо сороки: изобретательный и беспорядочный одновременно. Моё воображение, когда я даю ему волю, сказал он как то, похоже на дикое животное.
It's in Sean's eyes: it's a cunning intelligence which ducks constantly under danger, playing always under words. In this setting: he's punching way above his weight. If the camera is reading his mind, it'll recognize that Sean has a visceral feeling for the Sharpe character, raised from the gutter, full of resentment and flawed honour. His words aren't put in place (let alone always remembered) but seemed to be dragged from him, spontaneously and from some deep place. No coincidence that his voice is dark and Toby's much more stronger, more strident - in volume, but more importantly in colour. I am reminded now of Michael Billington's regretful review of of Toby's Hamlet that he acted "frequently on top of, rather than through the lines and misses the character" analytic power." No one will make that criticism of Sean, not on film, not in this his own part. "It's magnetism," Alistair gives up. "I don't know what it is. If we knew we could train people to do it.
After the scene with Toby shooting they're having a party in the hotel which will end up for most being tossed in the swimming pool fully dressed. Not for Sean though. Shame.
Daragh, in stretch black T-shirt and black trousers, is a handsome blackguard wannabe but, in reality, more of a floppy and friendly Labrador retriever. Sean is the surprise: spruced up, hair washed and flying, eyes focussed, smiling and enthusiastic. At 8 o'clock in the evening he's on his best behaviour, talking of how much he's enjoying himself and how he's hoping to see something of Jaipur tomorrow. So there's the lull of false security.
Still party time..
Whatever the official report later and despite Malcolm's legallistic defence that no one has 'proof of what actually happened' the rumor mill wasn't in the least bit vague about what happened in the middle of last night. Leading lady Lucy Brown woke up in the lift with Sean who seemed to think he was putting her to bed. Two hours later she was back downstairs at his side and they've been drinking in the bar ever since along with Daragh, Peter-Hugo Daly and Caroline the continuity girl. Daragh tells me he remembers going to bed at 05.00 am for two hours. Sean, he says, hasn't been to bed at all. The buttermilk-soft, dark-eyed and eager starlet Lucy, is clearly in Bean thrall.
Bernard Cornwell the author visits the set:
There was a moment in the filming today which for Bernard, embodied the bitterness of both actor and character. The young Sharpe has been turned away scornfully by Nicholas's pompous Major Crosby: Sean bites into the sotto voce line which follows with molten fury. It hasn't escaped Cornwell's notice: "I know that moment is going to be brilliant. Sean is a complicated man but he's a superstar and I like him. Whenever I write Sharpe, I hear Sean's voice in my head. And I think that's an incredible compliment."
Bernard Cornwell is loyal to Sean Bean. He makes a point of seeing everything the actor does. He want to Bean's MacBeth when it opened in London, despite some patronizing reviews. Bernard and his friends agreed in advance to leave at the interval. He not only stayed - put more simply, he couldn't pull himself away - but went back twice. "Every actor playing it is looking over his shoulder at every other actor who's ever played it. Not Sean. I understood for the first time ever what it was to see a Shakespeare play for the very first time. He was utterly fucking electrifying." This nice man who believes that life is about pursuing happiness, truly likes Sean, who for the first few weeks of the shoot had seemed to exist under his own gruff, crotchety, distant cloud
Linda Blandford on Sean..
Because of the way everyone on the set dances around what they imagine to be Sean's sensibilities, I have fallen into the trap. What I have seen without realizing it is the "star" as celluloid, one dimensional, always through other people's projection. Bernard is the first but not the last to remind me that this is a man who also commands loyalty. "I am no part of Sean's life," says Cornwell. But I like him.
Bernard's championing of Sean makes me think back to last spring, the first time I met Sean. He chose to meet in his pub.That was a surprise. Most actors these days insist on meeting in specially booked hotel rooms with publicity hawks in tow. Of course Sean was recognized and of course no heads turned. In the world of laddish Brits, real men don't flinch for stars. I was told I'd be given an hour, we left when they were stacking chairs at nearly midnight. By the end of the evening, his six-pint riff on the wilder shores of his imagination had an edge to it - menace perhaps, mockery certainly. I remember thinking that he had the mind of a magpie's nest: inventive and disorderly all at once. "My imagination when it's unleashed," he said at one point "is like a wild animal."
Сообщение: 1819
Настроение: О Элберет Гилтониэль! Я Безумен, безумен настолько, что было бы безумием отрицать, что я безумен
Откуда: Украина
Рейтинг:
5
Помню, я подумала, что у него ум, как гнездо сороки: изобретательный и беспорядочный одновременно. Моё воображение, когда я даю ему волю, сказал он как то, похоже на дикое животное
Сообщение: 1821
Настроение: О Элберет Гилтониэль! Я Безумен, безумен настолько, что было бы безумием отрицать, что я безумен
Откуда: Украина
Рейтинг:
5
Награды:
Отправлено: 06.10.11 20:16. Заголовок: Ginger пишет: Не пр..
Сообщение: 1825
Настроение: О Элберет Гилтониэль! Я Безумен, безумен настолько, что было бы безумием отрицать, что я безумен
Откуда: Украина
Рейтинг:
5
Награды:
Отправлено: 07.10.11 08:35. Заголовок: Хых Джи! Вот такой в..
Сообщение: 1827
Настроение: О Элберет Гилтониэль! Я Безумен, безумен настолько, что было бы безумием отрицать, что я безумен
Откуда: Украина
Рейтинг:
5
Отправлено: 08.10.11 21:55. Заголовок: Он мне не очень понр..
Он мне не очень понравился с тех пор, как прибыл в Джайпур. В Samode , тем не менее, он медленно сосредотачивается на своем образе. Я обращаю внимание, что он сидит на площадке часами под палящим солнцем почти всегда не в тени. Он никогда не выпроваживает никого с того места, где её немного есть. Не раз он уходил прятаться в свой трейлер назад на базу. Камера никогда не ждала его. Оглянитесь и Шон всегда был там, примостившись на стуле в хижине, в очках, сидящих на кончике тонкого носа, частенько засыпающим во время чтения сценария. Мне приходит мысль, что он переутомился. Я помню, как он сказал мне в Лондоне: «Я в драйве, когда я делаю что-то, я не робот. Я всегда думаю: смогу ли я сделать это? И если в первый день тебе дерьмово, значит ли, что это чересчур для тебя?»
Он не очень опытный наездник, но резвый поло- пони, выбранный для него, его слушается.. Российские каскадеры использовали шпоры и очень туго затягивали уздечку, они боялись и их лошади становились пугливыми и забитыми из-за жестокого обращения. По лошади Шона видно, что она ему доверяет. Для каскадера и дублера Шона пришлось найти другую работу. Он предпочитает, чтобы с ним не няньчились таким образом. Он бросается в бой и не просит милосердия. В одной сцене он сильно ободрал костяшки пальцев: они все были в царапинах и кровоподтеках. В то время, как все устремились за мед. помощью к доктору, Шон не просил о помощи, не говоря уже о сочувствии. «Это только царапина. Каскадеры постоянно ранят себе что-то и терпят», сказал он позже. «Лучше оставить это как есть, а то я наклеил пластырь сверху и он отвалился вместе со шкурой, так что, ну его на хрен.
Ему 25, держит себя, как юный принц, его религия Хинду и собственная врожденная вера в силу добра. Есть трогательное достоинство в его красивом лице и прекрасных манерах. Он очень богат. Не пьет и не курит. Это предмет удивления для великосветского общества Раджпута, что это молодое совершенство бегает по площадке, таская и поднося, как скромный персональный ассистент Шона. Панье (Punya) интересны люди, вот в чем дело. Он идет к Шону до рассвета и не уходит, пока тот не ляжет спать в полночь. Неделями все называли его по фамилии – Каран, потому что Панья – очень тяжело в произношении. Он не обращает на это внимание: «у меня всё в порядке с самооценкой». Смысл в том, что молодому раджпутцу действительно нравится Шон. Он не просто приставлен к его багажу, кофе, чаю, подносит сигареты и таскает за ним тяжелую кожаную сумку, он заботиться о нем, интересуется им. Нет сомнений в его преданности: у Пуньи бесполезно выпрашивать возможность подобраться к Шону. Даже пытаться не стоит. Несмотря на это, он рядом с Шоном не как верный пес, но скорее как паж рядом с рыцарем. «С Шоном работать не тяжело. Он не ведет себя, как неблагодарный Господь Бог Он рассчитывает на нормальное человеческое отношение
Для Шона, он был просто еще один помощник. Он не приставал к нему с вопросами. "Я не могу этого сделать. Это так неловко.» Возможно это произошло, когда Шон болел и Панья оставался в его номере в отеле, помогая добраться до ванной, поймав его, когда тот упал в обморок. «Я так делал моей бабушке, когда она болела и маме, я массажировал ей голову. Известный с детства способ. Но Шон понимал, что о нем заботятся и именно тогда мы поняли друг друга.» (гусары молчать! ) Теперь Панью всегда можно было увидеть рядом с Шоном. Они держались вместе, тот, что старше выглядел потрясающе, тени больше не омрачали его лицо. В ночь, когда Шеффилд Юнайтед играл с Шеффилд Уэнсдэй они вместе поехали в интернет кафе в заброшенную деревеньку в Samode, чтобы настроиться с помощью wi-fi Дары на 90-минутную игру. «Я верю в Шеффилд», сказал Шон в пабе давно и далеко отсюда. Это то, откуда я родом. То, где я и кто я. Шеффилд, как крепость, защищающая внутри и снаружи. Изначально Панья не был фанатом Шона, это случилось в процессе работы. И это гораздо больше говорит об актере, чем все истории о его холодности и даже о «капризном boy Bean», блуждающими по площадке. Потому что, при создании имиджа такой крупной звезды остальные видят только сверкающее отражение, а на самом деле – это одиночество. Да, он может казаться застенчивым, необщительным даже в компании с которой они выпивают каждую ночь. «Легко говорить, сложнее слушать. Я люблю людей, которые больше слушают, чем болтают
I haven't much liked him since he arrived in Jaipur. Slowly, though, in Samode, Sean comes into sharper focus. I notice that he sits on set for hours, the desert sun burns and there's almost no shade. He never pushes anyone away from the little there is. Not once does he go off to skulk in his trailer back at base. The camera never waits for him. Look around and Sean has always been there, cramped in a chair by a hut, glasses perched on the end of his thin nose which, more often than not, is poking through the script. The thought occurs to me that he's nervous. I remember his telling me in London: "I'm driven when I'm doing something, I am not a robot. You always think: "Am I able to do that?" The first day you're shitting yourself, it means so much to you."?
He's not an accomplished rider, but the spirited polo pony Rajput Ram Pratap Singh picked out for him is comfortable with him. The Russian stuntmen are down to spurs and tight reins: they're afraid and their horses grow increasingly distressed under their rough handling. The needle-eyed Rajput tells me approvingly that Sean's horse trusts him. Both the stunt double and the stand-in hired for Sean had to be moved to other jobs. Sean doesn't coddle himself that way. He throws himself into action and asks for no mercy. In one scene, he skins the knuckles’ of both hands: they're horribly scabbed and bruised. While everyone rushes at the first medical twitch to the kindly Dr. Pandya, Sean doesn't ask for succour, let alone sympathy. "It's only a scratch. The stunt guys, they get hurt and just keep it to themselves," he says later. "Better to leave it. I put these plasters on and they all fell off so I thought "fuck it"
e is 25, raised as a prince and protected by youth, his Hindu religion and his own innate belief in the power of goodness. There's a touching dignity to his beautiful young face and perfect manners.He's very wealthy. Neither drinks nor smokes. It is a matter of amazement to the older royal Rajput that this young paragon is running around the set, fetching and carrying as Sean's lowly personal assisitent. Punya's curious about people, that's why. He goes for Sean before dawn and doesn't leave him until he goes to bed at midnight. For weeks, everyone called him by his surname, Karan, because Punya was thought to be too hard to pronounce. He shrugs this off: "I have my own self-worth." The point in all this is that the young Rajput really likes Sean. He doesn't just go for his Ribena boxes, coffees, teas, nurses his cigarettes and tote his heavy leather bag, he cares for him and about him. There's no question where his devotion lies: there's no wheedling around Punya to get to Sean. Try and he becomes a disapproving prune. Despite appearances he stands to Sean not as a dog to master, but as page to knight. "It's not hard to work with Sean. He doesn't act like God Almighty and he's not thankless. He expects to be treated like a normal person
To Sean, he was just another assistant. He hadn't interviewed Punya himself. "I can't do that. It's so embarrassing." Perhaps it came when Sean was ill and Punya stayed in his hotel room, taking him to the bathroom, catching him when he fainted. "I have done those things for my grandmother when she was sick: when my mother is ill, I massage her head" - it's the way we were brought up. But Sean was aware he was looked after and that's when we understood each other." So now, when you see Sean, you see Punya. They hang together, the older man looks terrific, his face has emerged from its shadow. Sean started calling calling Punya by his correct name as soon as he got better. On the night Sheffield Wednesday play Sean's Sheffield United, they drive together to the Internet kiosk in the ramshackle village of Samode to tune in on Daragh's wi-fi gadget to the whole 90-minute game. "I believe in Sheffield" Sean said in that pub long ago and far away. "That's where you come from. That's where you can be who you are." Sheffield as fort, shutting in and shutting out, protecting the outsider at his rawest. Anyway, Punya didn't start off liking Sean: it has been earned. And it speaks more loudly of the actor than all the coldness, let alone the "naughty boy Bean" stories floating around the set.
It's as if, in producing this larger-than-life, golden calf image of the star, others live in tis glittering reflection. What it must produce in Sean is loneliness. Yes, he can seem shy, aloof even to his nightly drinking mates on the crew: "It's easy to talk, it's harder to listen. I like people who listen rather than spout off
Сообщение: 307
Настроение: Всегда хорошее. Не в Сомали же живем)
Откуда: Россия
Рейтинг:
2
Отправлено: 09.10.11 05:46. Заголовок: Ginger Вот спасибо..
Ginger
Вот спасибо тебе огромное. Кажется, что это просто ещё один текст, но на самом деле такие вещи о человеке рассказывают больше, чем самые подробные интервью. Спасибо, спасибо тебе.
Fleur-de-LissIrihina Да не за что, мне самой в радость этим заниматься. Я очень люблю переводить, жаль, что забросила в своё время и многое забыла. Но с другой стороны и такого шикарного повода не было. И прошу прощения за корявый текст, у дамочки какой то вычурный язык и даже не всегда правильная грамматика (это мне уже ребенок сказал)а хочется с одной стороны поближе к оригиналу, с другой, чтоб удобоваримо читалось, не всегда это получается, но вроде смысл верный, я надеюсь. В общем сладкие переводческие муки.
Fleur-de-Liss пишет:
цитата:
Настоящая мужская дружба
Мне кажется на английском это выглядит не так двусмысленно.
цитата:
такие вещи о человеке рассказывают больше, чем самые подробные интервью.
Ага, видно было по фильму, что он не очень хорошо выглядел, но чтоб так, до обмороков. Плохо наше сокровище переносит жару, нельзя ему в Индию.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет