Шон Бин и Вигго Мортенсен рассказывают о съемках «Властелина колец»
Корреспондент: На что были похожи отношения между актерами?
Вигго Мортенсен: Я всегда чувствую что-то особенное к моим друзьям из съемочной группы. Вряд ли мне удасться забыть некоторые их выходки, да вы, наверное, уже слышали истории… ну, о том, что у нас происходило. Могу сказать, что отношения в команде ВК были намного более тесными, чем это случалось на съемочных площадках моих прежних фильмов.
Мне и так нравится работать с коллегами и заводить знакомства, но из-за того, что нам пришлось столько времени провести вместе, наша дружба стала особенно прочной. Между нами было взаимопонимание, и такое сложно забыть. Питер Джексон сделал для этого все: он создал между нами нами особую форму взаимоотношений. Думаю, что Питер подбирал нас не только по тому, как мы подходим к персонажам, но и по тому, как мы подходим друг к другу. Он искал людей с совместимыми характерами, которые смогли бы создать настоящее «братство» актеров. Личные переживания каждого из нас, все хорошее и плохое, что с нами происходило, становилось общим. Были дни хорошие, были плохие, но всегда рядом был кто-то, кто был готов протянуть руку помощи.
Корр.: Съемки были трудными для вас?
ВМ: Да, трудными, я скучал по своей семье. Не то чтобы мне не нравилось знакомиться с новыми местами — как раз нет, это мне очень нравится, я был и в Штатах, и в Канаде, и в Новой Зеландии. Новая Зеландия — удивительная страна, я смог побывать в самых отдаленных ее уголках, добраться до самых недоступных мест. Но для этого приходилось лететь на вертолете по полчаса и больше и затем работать в тяжелейших условиях.
Корр.: Великолепный опыт, могу себе представить…
ВМ: Как актер я кое-чему научился, в частности, везде чувствовать себя как дома. То, где мы работали, действительно отражало суть этой истории. Научиться жить, довольствуясь малым, быть терпимым, брать на себя ответственность и более того, бороться со злом. Зло всегда ищет слабых, и члены Братства это знают. Но некоторые из них умеют защищаться от него и не позволят другим сгинуть во тьме Саурона.
Корр.: Шон, что ты можешь нам сказать нам о своем персонаже?
Шон Бин: Ну, я всего лишь один из Братства, тот, кто поддался воле Кольца. Но ведь то же самое случается с Фродо, и с любым другим, кто оказывается в опасной близости от Кольца. И я могу понять, почему его нельзя использовать в борьбе против сил зла и почему с ним надо быть осторожным. Но проходит время, и я понимаю, что не так-то все просто. Мой персонаж многогранен, он гораздо более благоразумен, чем кажется на первый взгляд. И вообще, в этой истории замешаны и другие силы, не все решают напористость и умение.
ВМ: Понятно, что Боромир не осознает, что если у кого-то есть столь мощное оружие, как ядерная бомба или что-то подобное, он все равно не сможет использовать его, так ведь?
ШБ: Естественно. Ему не хотелось бы его уничтожать, зачем делать это, если можно использовать Кольцо против зла.
ВМ: Вот он, соблазн. Кольцо делает тебя сильнее. И при этом ты теряешь свою индивидуальность, теряешь себя, ну, я сам не знаю, как это лучше объяснить. И кто-то из Братства, или Боромир, или Фродо, все время вынуждены принимать груз этого соблазна на себя.
Корр.: Да, именно так и есть.
ВМ: Если ты поддашься и возжелаешь Кольцо, ты подведешь своих товарищей, и Братство станет слабее. Другие должны заботиться о том, чтобы поддавшийся соблазну одумался. Это очень любопытно. Вообще-то ни Фродо, ни Гэндальф, ни Арагорн, ни Боромир — не герои. Никого из них нельзя назвать единственным и самым главным персонажем, как в других фильмах, где все упрощено. Братство — не один человек, а несколько. Поэтому споры и несогласие неизбежны. Кто-то хочет одного, а кто-то — совсем иного, отсюда и все трудности.
ШБ: Да, конфликты внутри группы разгораются…
ВМ: Ясное дело. Именно это я и хотел сказать. Мой персонаж принимает на себя тяжкое бремя из прошлого, наследство, от которого нельзя отказаться.
Корр.: И когда он возлагает на себя это бремя?
ВМ: Оно все время на нем.
Корр.: Вас выбрали последним. Как вы себя из-за этого ощущали?
ВМ: Ну, мне пришлось приложить некоторые усилия, чтобы понять своего персонажа. К тому же я многого не знал о сюжете. Позже, когда я прочел книгу, я обнаружил в ней сходство с древними сказаниями о викингах, с кельтскими мифами, и работать мне стало проще. Во многих случаях я чувствовал себя чужим из-за того, что прибыл на съемки позже других. Никогда прежде я не играл роль, которая первоначально предназначалась для другого актера. Мои коллеги меня поймут — редко приходится это чувствовать. Ну, поскольку я никогда не встречался с этим актером и не знал его прежде… В любом случае, я очень благодарен за роль Арагорна. Полагаю, если бы эту роль получил мой лучший друг, я бы ему завидовал. Так или иначе, причина, по которой на месте Стюарта Таунсенда оказался я, вовсе не в том, что один из нас лучше другого.
Корр.: Так почему, вы думаете, выбрали вас?
ВМ: Конечно, Таунсенд — великолепный актер. Я убежден, что впереди у него — отличные фильмы. Проблема главным образом в его возрасте. Арагорн гораздо старше, и при подборе актеров вначале произошла ошибка. Они взяли его, а затем почувствовали, что это не его роль, понимаете? Персонаж определенно старше, и принадлежит к иной расе, чем, например, Боромир.
Корр.: Боромир живет столько же, сколько мы.
ШБ: Да, он человек, как мы.
ВМ: Конечно, он человек. А я — из рода обычных людей, только живу намного дольше. Именно поэтому я намного старше, чем кажусь. Арагорну много лет, и показать это мне было легче, чем Стюарту.
ШБ:Ты живешь дольше, верно?
ВМ: Ну да.
Корр.: Это генетическое?
ВМ: Да, потому что я происхожу от Нуменорцев.
Корр.: Вы искали Арагорна в самом себе?
ВМ: Я всегда стараюсь глубоко погрузиться в роль. Правда в том, что у меня не было свободного времени, и поэтому я ходил в одежде Арагорна, и Питер Джексон хотел, чтобы мы искали в сценах элементы реализма, не беспокоясь о том фантастическом антураже, который впоследствии добавлялся в эти сцены. Мы были грязными, замерзшими (или умирали от жары), и нам действительно было очень некомфортно. В этом и была прелесть этого фильма. Это очень реальная история, несмотря на то, что она происходит в другом времени. Очень реальная, по крайней мере, я в нее поверил. С тобой такое было?
ШБ: Ну да. Там была туча спецэффектов, невероятные сцены, плюс окружающая местность… всякие ужасные утесы, древние леса, места, где не ступала нога человека. Что тут сказать? Было здорово.
ВМ: Да, дело в том, что фильм — это не только то, что видишь на экране, не эти спецэффекты… это гораздо больше. Фильм — это целое приключение.
ШБ: И отношения между персонажами.
ВМ: Это драма и приключение огромного масштаба.
ШБ: Точно, это урок человечности. Я уверен, что это основа фильма. Спецэффекты и действие дополняют историю, делают ее законченной.
Корр.: И как вы ощущаете себя после столь длительной работы над одной ролью?
ВМ: Да мы продолжаем работать! Всякие досьемки и тому подобное.
ШБ: И мы продолжаем говорить об этом… Думаю, всегда, когда съемки заканчиваются, мы берем что-то от своего персонажа с собой.
ВМ: Да.
ШБ: Ты не расстаешься с персонажем и можешь вернуться к работе над ним спустя какое-то время. Он там, внутри тебя.
ВМ: Сейчас, к примеру, я смотрю на тебя и сразу вспоминаю те сложные эпизоды, где мы снимались вместе, там, где наши персонажи многое делали сообща. Это останется в моей памяти навсегда.
ШБ: Да, да.
ВМ: И когда я вижу тебя в других фильмах, я знаю — есть вещи, которые по воле судьбы я делал вместе с тобой, вещи, которые другим делать не довелось.
ШБ: Согласен.
Корр.: Вы прочли книгу?
ШБ: Да, я прочел ее давным давно, 20 с чем-то лет назад.
Корр.: Какая память! И эту книгу вы до сих пор не забыли?
ШБ: Конечно, я всегда ее помнил. К тому же есть еще мультфильм «Властелин колец», правда ведь?
Корр.: Да.
ШБ: Как я уже говорил, я читал эту книгу довольно давно. И когда я узнал, что снимают новую версию, этот проект меня очень заинтересовал, и я приложил массу усилий, чтобы получить роль в этом фильме. А когда это произошло, я едва не получил инфаркт. Только вообразите: ведь это то, о чем я всегда мечтал, то, в чем я всегда мечтал поучаствовать — так или иначе. Это классика. Не каждому выпадает такая возможность. Это то, что в самом деле сложно осуществить. Принять в этом участие — это было невероятно.
ВМ: Мысль поучаствовать в истории подобного размаха — это… Я не знаю. Это то, о чем ты должен постоянно думать. Это все-таки не обыкновенная работа.
ШБ: Откровенно говоря, это огромный проект. Он интересует очень многих. Я лично не ожидал такого ажиотажа, когда мы начали съемки.
ВМ: А вот я не только не читал книги, но даже никогда о ней не слышал. Я купил ее в последний момент, уже по пути в Новую Зеландию.
ШБ: Ты прочел в один заход! Тяжело пришлось, наверное?
ВМ: Да. Я читал ее в самолете. И чувствовал себя ребенком. Это не что-то, придуманное исключительно Толкиеном, в юности я читал истории о викингах, кельтские мифы — и я их вспоминал, когда читал «Властелина колец». На Западе эти сказания — часть культуры. Поэтому даже если не читал книгу, все равно поймешь идею и героев фильма…
Думаю, многие люди извлекут из этого пользу и теперь сами прочтут книгу. В Германии или Англии это вообще классика, которую должен прочесть каждый. У Толкиена очень много последователей. Многие захотят поподробнее узнать, о чем идет речь в фильме.
Корр.: Почему бы вам не описать друг друга?
ВМ: В смысле, описать его работу?
ШБ: Его работу… Ладно. Сказать по правде, я впервые за долгое время вижу его в джинсах. Наверное, никто не видел его в обычной одежде, пока шли съемки. (смеется)
ВМ: А он всегда ходил в шортах, холодно было или жарко. (тоже смеется)
ШБ: Заметьте, Вигго не одевался по-простому. У него была хоббитская одежда, верно, но она была особенная. Да?
ВМ: Думаю, Шон мирный, спокойный и сказочно расслабленный. Он был неподражаем. Он очень старался. Мне сложно представить кого-либо, кто смог бы так же концентрироваться на работе, на каждой детали, на окружающей обстановке и всем остальном, с чем приходилось сталкиваться во время съемок. Какая работоспособность!
ШБ: А Вигго не спал больше четырех часов в сутки. Но он относился ко всему с таким энтузиазмом, что, видимо, высыпался.
ВМ: А я думаю, что Шон с одинаковым энтузиазмом относится как к первому дню съемок, так и к последнему.
Корр.: Кажется, что мистер Бин сделан из камня. А остальные?
ВМ: Ну, конечно, Шон гораздо более умеет владеть собой, чем я. Иногда я просто не справлялся с ситуацией и был выбит из колеи. Но Шон, как и остальные члены Братства, да и вся съемочная команда, всегда поддерживал меня.
ШБ: Все мы друг другу помогали. Иногда ведь бывало тяжело… очень тяжело.
ВМ: Все были великолепны.
ШБ: Все без исключения глубоко погрузились в мир «Властелина колец». От костюмеров до осветителей, все были очарованы этой историей. Такое далеко не всегда происходит.
ВМ: Это точно.
ШБ: Думаю, что равнодушных не было. Каждый был увлечен.
ВМ: Ни с чем не сравнить чувство, когда все члены команды работают на максимуме возможностей. Они сопереживали каждой сцене.
ШБ: К тому же каждый знал книгу чуть ли не наизусть — вплоть до электриков, то есть тех, кто обычно не читает сценарии.
ВМ: Ага.
ШБ: Они отлично знали каждый эпизод и разбирались, какой имеено момент мы снимаем.
Корр.: С вами раньше происходило подобное?
ВМ: Ну, я работал в фильмах, где вся команда была включена в процесс, но вообще-то это редкость. Тем более, когда проект такой длительный. Было много дней, как плохих, так и хороших, но все были погружены в работу, никто не утратил интереса.
Корр.: Вы знали Питера Джексона до начала съемок?
ШБ: Я встречался с ним в его лондонском офисе пару лет назад. Тогда мы вместе работали над моей ролью. Ну а потом уже на месте съемок.
Корр.: Вы уже видели фрагменты из фильма?
ВМ: Да, нам показали некоторые спецэффекты, панорамные съемки и тому подобное, но саму историю, нашу историю — пока нет. То, что мы увидели, смотрится отлично.
ШБ: То, что я видел, повергло меня в трепет. Во время съемок не увидишь спецэффектов — они добавляются позже. Поэтому когда в первый раз видишь сцену в законченном виде, это впечатляет.
Взято
отсюда